О методе

В последние 20 лет темп нашей жизни все убыстряется и убыстряется, события буквально наслаиваются друг на друга, нагружая нашу психику так, что уже не срабатывает программа генетической защиты как раньше, когда качество жизни зависело от скорости, силы мышц, и меткости. Данный нам генетически темперамент – лишь основа для формирования и развития индивидуальных качеств человека. В наше время опасен не враг, который сильнее нас, а обилие информации. Теперь качество жизни зависит от психических возможностей человека,  способности адаптироваться к новым условиям окружающей среды. Наша задача помочь мозгу в разработке автоматических механизмов распознавания изменений в окружающей среде, что улучшит избирательное внимание, сделает более эффективной обработку сенсорной информации, именно в этом нам может помочь терапия Томатис.

Метод разработал французский отоларинголог Альфред Томатис в 50-х годах XX века, сегодня он используется в более чем 40 странах мира. Этот метод имеет различные названия: «слуховое обучение», «слуховое возбуждение» или «слуховая терапия». Его цель состоит в том, чтобы повторно обучить человека процессу слушания, выработать и закрепить правильное слуховое внимание.

Сама терапия заключается в микрогимнастике мышц уха, используя так называемый эффект стробирования (переход из состояния покоя в режиме прослушивания в состояние активного прослушивания).

Звуки музыки Моцарта (предварительно обработанные с наложением эффекта Томатис),трансформируются при помощи специального устройства в звуковой сигнал, который проходит через два вида слуховой проводимости: путем костной проводимости, вызванной вибрацией в верхней части черепа, и путем воздушной проводимости, при которой звуковые колебания передаются через наружное ухо. Скорость поступления звука для этих двух видов проводимости регулируется специальной программой, что и является одним из центральных механизмов терапевтического воздействия.

Звук передается вначале на барабанную перепонку, а затем благодаря костной проводимости стимулирует рефлекс сокращения-расслабления мышц стремечка и молоточка. Этот эффект достигается в результате перцептивного звукового контраста (двукратного чередования частоты и интенсивности звука), который "удивляет" ухо. В результате вибрации, вызванной звуковыми колебаниями, эти мышцы, в свою очередь, приводят в движение улитку и вестибулярную мембрану среднего уха. Изнутри улитка покрыта волосковыми клетками, которые преобразуют звуковую вибрацию в электрические импульсы. Эти импульсы поступают в ретикулярную формацию головного мозга, которая представляет собой обширную нейронную сеть, контролирующую общий уровень активности мозга.

Иначе говоря, улитка и вестибулярная мембрана создают нервные импульсы, стимулирующие головной мозг; в этом случае мы говорим, что они выполняют функцию "зарядки коры головного мозга". Более того, вестибулярная мембрана передает в мозг сигналы о самых незначительных движениях тела, поэтому напрямую влияет на чувство ритма и равновесие.

Томатис отмечает, что, когда наш мозг «хорошо заряжен», мы можем достигать большего сосредоточения и концентрации, организовываться, запоминать, учиться и работать в течение длительных периодов времени почти без напряжения. Когда мозг «хорошо заряжен», человек не испытывает недостатка энергии, необходимой для созидания, работы воображения и творчества.

Метод Томатиса является курсовым, то есть периоды стимуляции чередуются с периодами отдыха, когда мозг ассимилирует полученные стимулы. Существует стандартная схема проведения курса, которая предполагает прохождения от двух до пяти курсов с различными перерывами, в зависимости от выявленных проблем. Первые 15 дней используется звуковая стимуляция, продолжительностью два часа в день. Последующие блоки обычно короче и проводятся с перерывом в один или два месяца.

Официальный сайт