Сферы применения

Метод применяется для коррекции речевых, эмоционально-волевых трудностей, нарушений внимания, эмоциональных расстройств у взрослых, а также улучшает способности к изучению и освоению иностранных языков, к коммуникабельности, увеличивает творческий потенциал, и положительно влияет на социальное поведение индивидуума. Рассмотрим более подробно.

1. Проблемы обучаемости и нарушения речи:

Многие дети в возрасте от 4 до 6 лет страдают от различных нарушений обучаемости. К таким нарушениям относятся: нарушение чтения, нарушение устной речи, неспособность к арифметике и счету, неспособность соотнести звуки речи с письмом и неспособность к правильному выполнению и координации заученных движений. Они вызваны не низким интеллектом или неблагоприятными социоэкономическими условиями, и не психоаффективным расстройством. Нарушения обучаемости имеют нейробиологическое происхождение и возникают из-за неправильного развития некоторых участков головного мозга в предродовой период. Говоря о функции уха, нельзя не вспомнить о голосе: они связаны между собой необычным образом. Эксперимент, проведенный профессором Томатисом, был весьма забавным. Профессор попросил, чтобы известный оперный певец исполнил одно из произведений из своего репертуара. В то время как он пел, профессор Томатис закрыл его уши специальным устройством – акустическим фильтром, которое блокировало звук определенной частоты. В результате этого качество исполнения, которое до эксперимента было безупречным, сильно ухудшилось. Это произошло из-за того, что голос потерял звук, блокированный фильтром. Этот эксперимент, и многие другие, дали основание для выведения Законов Томатиса: «Вы не можете воспроизвести звук, который не можете услышать». «Если повреждённому уху вернуть способность правильно слышать, то качество голоса моментально и неосознанно улучшается». Эффект метода "ТОМАТИС" основан на пластичности нервных цепочек, участвующих в расшифровке и анализе звуковых сигналов, а также цепочек, отвечающих за способность к движению, сохранению равновесия и координации. Благодаря этому метод "ТОМАТИС" может помочь детям в развитии компенсаторных стратегий преодоления проблем обучаемости и нарушений речи. Метод "ТОМАТИС" не устраняет эти проблемы, но по крайней мере помогает человеку научиться их контролировать и, как следствие, эффективно преодолеть.

2. Проблемы концентрации внимания:

Внимание - способность человека выбирать важную для него мысль или событие и сосредоточивать на них свое восприятие. Внимание соответствует состоянию психической активности или бодрствования, в котором нервная система восприимчива к информации в любой форме. Нарушения внимания возникают у детей и взрослых, которые неспособны сосредоточиться на выполнении поставленной задачи в течение длительного времени. Специфическая направленность внимания - это способность распределять внимание между несколькими источниками информации или поставленными задачами. Неспособность к концентрации внимания очень вредна в когнитивном смысле и является источником проблем.

Помимо основного эффекта стимуляции мозга (т.е. зарядки коры головного мозга), метод "ТОМАТИС" также оказывает чрезвычайно благоприятное действие на способность к избирательному вниманию. По сути, действие методики "Томатис" основано на электронном переключении, которое создает перцептивный звуковой контраст, обеспечивающий непрерывную внезапную стимуляцию мозга, благодаря которой он сохраняет активность и улучшает избирательное внимание.

3. Эмоциональные, коммуникативные и аффективные расстройства.

Возникают, если мозг запускает защитный механизм после отдельного травматичного события. Это состояние еще называют эмоциональным шоком. Также могут возникнуть, если окружающая среда воспринимается как враждебная, у людей: чей уклад жизни был внезапно изменен, вынужденных принять на себя большую ответственность, потерявших привычное окружение или ощущающих социальное давление. Искажение слухового восприятия приводит к тому, что человек страдает от неуверенности в себе, теряет желание слушать, что приводит к трудностям в общении.

Метод "ТОМАТИС" действует на лимбическую систему промежуточного мозга, с которой соединен слуховой аппарат. Помимо прочего, эта часть мозга отвечает за механизмы эмоции, памяти и обучения. Более того, улитка - орган среднего уха - выполняет функцию стимулятора коры головного мозга. Действуя на лимбическую систему и префронтальную кору головного мозга, метод "ТОМАТИС" регулирует механизмы эмоциональных расстройств, вызванных депрессией и тревожностью, эффективно влияет на регуляцию стресса. Метод "ТОМАТИС" развивает восприятие и воспроизведение звука, тем самым эффективно воздействуя на коммуникацию.

4. Проблемы вестибулярного аппарата, пространственной ориентации, психомоторного развития.

Когда мы думаем о наших ушах, мы обычно сосредотачиваемся на процессе слушания. Это, конечно, наиболее очевидная функция, но кроме слушания, ухо выполняет ещё вестибулярную функцию. Вестибюль, принимает участие в управлении равновесием, координацией движений, мышечным тонусом и мускулами наших глаз. Благодаря вестибюлю мы способны ориентироваться в окружающем пространстве. Вестибюль – также важный передатчик сенсорной информации, поступающей от нашего тела в мозг. И если у взрослого человека проблемы с вестибуляцией связаны, в первую очередь, с потерей равновесия, головокружением и пространственной дезориентацией, то у детей сбои в работе вестибулярной системы, которые произошли внутриутробно, приводят к различным нарушениям, которые на первый взгляд не связаны с вестибулярным аппаратом, например, проблемы в освоении речи, проблемы с обучением чтению, задержка в развитии моторных навыков, снижение психоэмоционального тонуса. Проблемы психомоторного развития - это задержка в приобретении, координации и демонстрации моторных навыков, которые приобретаются естественным путем со временем (ходьба, бег, прыжки, отбивание ритма руками или ногами).  Дети, испытывающие проблемы психомоторного развития, неспособны координировать движения рук и ног когда плавают, они хаотично бегают, с трудом могут устоять на одной ноге или спуститься по лестнице.

Перечисленные признаки помогут выявить наличие вестибулярных проблем: - плохая осанка; - беспокойное поведение; - неуклюжие, нескоординированные движения; - слабое чувство ритма; - корявый почерк; - неорганизованность; - путаница «левого» и «правого» пространства; - слабое физическое развитие. Метод "ТОМАТИС" воздействует непосредственно на вестибулярный аппарат и, как следствие, оказывает прямое действие на регуляцию мышечного тонуса и рефлекторный контроль вертикального положения туловища, эффективно помогает справиться с проблемами ритма и координации.

5. Развитие голосовых данных и музыкальности.

Одна из первоначальных сфер применения метода "ТОМАТИС" - развитие музыкальности и вокальных (голосовых) данных. По сути, поскольку метод "ТОМАТИС" оказывает прямое воздействие на механизмы головного мозга, соединяющие действие с восприятием, его основополагающий принцип заключается в том, что любое изменение механизмов восприятия и анализа звукового сообщения обязательно влияет на воспроизведение этого сообщения, независимо от его формы (речь, пение, звуки музыкальных инструментов). Более того, для хорошего вокала требуется не только хороший слух и умение услышать звуковое сообщение, но и, что самое важное, умение слышать себя, то есть способность анализировать и контролировать качество и силу собственного голоса. Мы можем слышать себя только тогда, когда принятые звуковые колебания правильно передаются путем костной проводимости, то есть когда колебания передаются через все кости скелета и в частности кости черепа.

6. Овладение иностранными языками.

Иностранный язык – это намного больше, чем просто новые слова. Мы также должны научиться, в каких случаях употреблять те или иные слова, что нужно выделить особенно, в каком ритме говорить и т.д. Все это называется структурой языка. Иностранные языки не только отличаются по частотам, которые они используют, но и по длине слогов. Правильное их произношение в структуре времени – один из наиболее важных факторов для изучения иностранной речи. В среднем требуется 75 миллисекунд, чтобы произнести американский слог, что значительно больше, чем время для французского слога (50 миллисекунд). Таким образом, язык - это своего рода музыка, то есть совокупность определенных ритмических и звуковых элементов. Когда ребенок адаптируется к фонетическим структурам родного языка, происходит лингвистическое кодирование. Но поскольку в разных языках различное кодирование, оно быстро становится препятствием к изучению иностранного языка, так как звуки иностранной речи не совпадают со звуковыми моделями его родного языка, усвоенными в раннем детстве. «Обучая» сначала Ваши уши, Вы можете значительно сократить время, требуемое для изучения иностранного языка. Как только ваши уши будут «обучены», Вы будете в состоянии услышать новый язык правильно. Поэтому, Вы будете в состоянии запоминать слова гораздо быстрее, а также значительно улучшить их произношение. Или, если Вы уже говорите на иностранном языке, этот метод значительно улучшит Ваше произношение, избавив Вас от акцента.

7. Подготовка к родам.

Ещё в начале своей карьеры Томатис утверждал, что зародыш, находясь в утробе матери, слышит и слушает её голос. Научные исследования подтвердили эту идею, которая в настоящий момент является непреложной истиной. Ухо зародыша начинает полноценно функционировать в четыре с половиной месяца. Шестимесячный зародыш перемещает свое тело в ритм речи матери. Точно установлено, что все аффективные и эмоциональные переживания женщины, как положительные, так и отрицательные, передаются ребенку в ее утробе. Поэтому важно, чтобы в течении всего периода этого необычного общения будущая мать находилась в состоянии полного покоя и релаксации. Более того, ребенок в утробе слышит голос матери, который становится для него эмоциональной звуковой первоосновой, чрезвычайно важной для полноценного физического и психического развития ребенка. Поэтому так важно, чтобы звук материнского голоса казался ребенку приятным.