Результаты

Результаты официальных исследований

 

Информация получена из официального источника:

http://www.tomatis.com/en/methode-tomatis/recherche-et-resultats/psychological-disorders.html.

 

Мета-анализ доктора Тима Гилмора 

В 1999 году доктором Тимом Гилмором был проведен мета-анализ среди детей, которые имели проблемы с коммуникацией и обучением. Испытуемые были разделены на 5 групп, в которые был включён 231 ребёнок. В ходе мета-анализа оценивались:

 

  1. Результаты двухгодичных наблюдений за группой доктора Т. Гилмора, в которую вошли 102 человека и подростка (ТОМАТИС-центр, Торонто).
  2. Результаты годичного наблюдения за группой доктора Байрона Рука, в которую вошли 25 детей в возрасте 9-14 лет (Университет Уиндзор, Онтарио).
  3. Результаты девятимесячных наблюдений за группой доктора Б. Вилсона, в которую вошли 26 дошкольников, имеющих задержку речевого развития (Научный Медицинский Университет, Онтарио).
  4. Результаты наблюдений за развитием 32 детей 8-12 лет,  которые вошли в группу доктора Дж. Кершнера и занимались ниже своих способностей (Институт Образования, Онтарио).
  5. Результаты двухгодичных наблюдений за группой коррекционного педагога П. Мулда, в которую вошли 46 10-15-летних мальчиков, страдающих выраженной дислексией (Ист Суссекс).

 

Во всех пяти группах были получены положительные изменения в лингвистическом, психомоторном, когнитивном, слуховом развитии детей, их социальной и индивидуальной адаптации.

 

Информация получена из официального источника:

http://www.lotuslistening.com/resources/gilmore-study.pdf.

 

Исследования де Бруто (1983 г.)

 Наблюдения проводились за группой 4-14-летних детей, страдающих задержкой развития. Всего в исследовании участвовало 30 испытуемых, разделённых на 3 группы.

Участники первой группы получали слуховую стимуляцию по методике ТОМАТИС и занимались по сенсорно-моторной программе. Дети со второй группы посещали музыкальные занятия без ТОМАТИС-эффекта и занятия по сенсорно-моторной программе. Третья группа была контрольной.

Результаты исследования продемонстрировали рост умственного развития детей І и ІІ групп. При этом у детей из І группы, которые занимались по методу ТОМАТИС, достижения были значительно выше. Показатели умственного развития участников III группы не изменились.

 

Наблюдение за пациентами Детской Психиатрической клиники Штромстад, Швеция (2002—2007 гг.)

Исследователи наблюдали за пациентами детского и подросткового возраста. По мнению Улы Штаф, психолога, консультанта метода ТОМАТИС, в настоящее время отмечается тенденция к увеличению числа детей, имеющих проблемы с обучением и испытывающих тревогу и гиперактивность. У большинства таких пациентов был диагностирован СДВГ.

Первый этап исследования был проведен в 2000-2002 годах. К занятиям по методу ТОМАТИС были привлечены 26 детей, которые страдали гиперактивностью и имели проблемы с концентрацией внимания. По окончании курса семь учащихся смогли обходиться без помощника в школе, поскольку самостоятельно контролировали ситуацию в классе. Также у них возросла мотивация к обучению и улучшились академические результаты.

Второй этап включал опрос родителей, в ходе которого выяснилось, что у детей, посещавших занятия отмечалось улучшение концентрации внимания и навыков коммуникации со сверстниками и родителями. Кроме того, улучшились их социальные навыки и поведение.

В ходе дальнейшего анализа результатов первого этапа удалось выяснить, что у 25% участников эксперимента было достигнуто статистически значимое улучшение внимания, моторных навыков, языковых навыков (в том числе оборотов речи), поведения, социальных навыков и динамизма.

При повторном опросе в 2004-2006 годах, проведенном для оценки результатов спустя 3-4 года, предыдущая положительная динамика наблюдалась у 32% испытуемых.

 

Исследование центрального нарушения обработки слуховой информации (Auditory Processing Disorder)

При таком нарушении не наблюдается снижения или потери слуха, однако человек испытывает сложности с вербальной коммуникацией, обработкой звуков и значений.

Дебора Свейн наблюдала за группой, в состав которой включили 41 человека, которых выбрали наугад. Все испытуемые занимались по программе ТОМАТИС.

До начала занятий и после их окончания у всех участников исследования тестировалась правильность слухового восприятия (Test of Auditory Perceptual Skills), кроме того, оценивалось, насколько дети владеют рецептивной речью (тест ТТС).

Согласно результатам исследования, благодаря использованию метода ТОМАТИС у испытуемых улучшились слуховая память, слуховая последовательность, слуховая дискриминация, слуховая когезия и снизился латентный слуховой период (Солье, 2005 г.)

 

Информация получена из официального источника:

http://www.thelisteningcenter.net/research.php.

 

Использование метода ТОМАТИС для оказания помощи детям с аутизмом

Наблюдения проводились в ЮАР. Группа испытуемых состояла из 6 мальчиков 4-11-летнего возраста, у которых была диагностирована тяжёлая форма аутизма. Целью занятий по методу ТОМАТИС была коррекция поведенческих расстройств, проявившихся в ходе болезни.

К концу курса у 3 из 6 пациентов улучшилось поведение, у одного ребёнка был снят диагноз аутизма, у двух мальчиков значительно смягчились аутичные симптомы. В то же время, состояние 3 детей оставалось тяжёлым. У 5 из 6 участников наблюдения отмечены существенные изменения в предречевых областях при тестировании с использованием Оценочной шкалы аутизма (САRS). Кроме того, было достигнуто увеличение скорости интеграции слуховой информации, невербальной коммуникации, эмоционального состояния и динамизма.

 

Информация получена из официального источника:

http://links2learning.typepad.com/files/research-study-ot-international-pdd-nos.pdf.

 

Исследование Нейсмита Роя, Джоан М. (ЮАР)

Результаты ещё одного проведенного в Америке исследования подтвердили значительное улучшение состояние 100 детей, страдающих аутизмом, после прохождения базового 60-часового курса прослушивания. Возраст испытуемых – 3-21 года.

У всех 100 детей метод ТОМАТИС стал адекватным вмешательством, позволяющим поддерживать положительные изменения. Для оценки состояния ребёнка до проведения курса и по его окончании родители испытуемых заполняли специальную анкету, 102 пункта которой были объединены в 12 разделов. При этом изменения отмечались во всех областях: у 87% детей улучшилось личное развитие, у 85% - слуховое восприятие и речь, у 81% - обучение, у 80% - концентрация внимания, у 79% - поведение, у 69% - личный рост и самовыражение, у 66% - моторные навыки и спортивные достижения, у 63% - вокальные и музыкальные навыки, у 49% - воображение.

Как считает Дорин Дэвис, детям, страдающим аутизмом, необходим более длительный курс занятий по методу ТОМАТИС, выходящий за рамки 60-часовой программы. Таким образом, наблюдаемые по окончании курса изменения стали началом положительных изменений у детей данной группы.

Испытуемым также были рекомендованы дополнительные занятия по программе ТОМАТИС (Дэвис-Калугин, Дэвис центр, Нью Джерси, 2005 год).

 

Информация получена из официального источника:

http://www.thedaviscenter.com/uploads/7/9/1/5/7915458/38_tomatis_ai_pre-post-iarctc_5-05_5-08.pdf.

 

Наблюдения в центре ТОМАТИС-Москва (2009—2010 гг.)

 В исследовании участвовало 20 страдающих аутизмом детей (15 мальчиков и 5 девочек). Возраст испытуемых составлял 4-17 лет. Для смягчения тяжести заболевания дети посещали занятия аудио-вокальной программы центра ТОМАТИС (Москва). Все участники полностью прошли по индивидуальному плану основной курс предложенной программы, при этом родители 6 испытуемых проявили желание посещать поддерживающие курсы.

У 80% детей отмечались позитивные изменения поведения уже после 20 часов прослушивания, у четырёх – после 36 часов прослушивания.

У детей с агрессивным поведением значительно уменьшились раздражительность, агрессия по отношению к себе и окружающим, повторяющееся поведение, неуверенность. Дети стали легче адаптироваться к изменением окружающей их обстановки.

У 9 детей с нарушениями сна отмечалась нормализация сна. У 3 детей исчезли навязчивые страхи.

У большинства испытуемых отмечалось улучшение в психо-эмоциональной сфере: 85% детей начали в разной степени распознавать эмоции, в какой-то мере научились сопереживанию и правильному выражению своих эмоций.

У всех детей наблюдалось разной степени улучшение слухового восприятия, звукового анализа, скорости интеграции информации, увеличилась концентрация внимания, уменьшилось время освоения различных навыков, увеличилась продолжительность полезного времени проведения занятий.

У 8 детей, у которых отмечалась гиперчувствительность к звукам, исчез дискомфорт и они перестали закрывать уши.

7 детей, которые ранее отвергали тактильный контакт, начали испытывать желание объятий и взаимодействия с другими, стали проявлять больше любви и нежности.

У 11 детей с проблемами восприятия пищи отмечено расширение вкусового диапазона, улучшение восприятия еды, интерес к новым продуктам.

Кроме того, у всех обследуемых детей отмечалось улучшение социальных навыков: более частая инициация визуального контакта, более точное выполнение инструкций, не сопровождающихся указанием, более редкое использование для инициации контакта неречевых звуков (частого дыхания, пощёлкивания языком и т.п.). Участники группы стали интересоваться другими детьми, наблюдать за их действиями, испытывать желание к контактам.

У детей отмечалось улучшение представления о самом себе. 7 детей, у которых отсутствовала речь, стали больше вокализировать, произносить новые звуки, у них появились новые интонации.

У остальных 13 испытуемых детей с разным развитием речевых навыков наблюдалось улучшение грамматической структуры предложений, расширение словарного запаса, появление вопросительных интонаций. Они начали чаще пользоваться личным местоимением «Я».

Из достижений также необходимо отметить улучшение речевой памяти, лучшее запоминание стихов, изменение качества голоса, из которого ушла монотонность.

У 90% детей из группы улучшились моторные навыки. Улучшение мелкой моторики отмечалось у 5 из 11 детей, улучшение координации, владения телом, осанки – у 7 детей, пространственных ощущений – у 10. У всех обследуемых детей наблюдалось улучшение чувства ритма.

 

Светлана Каширина, Москва

 

Проект «Винни-Пух» Хельги Лопес Васкес (Колумбия)

 

Целью исследования является оценка влияния занятий по методу ТОМАТИС на развитие группы детей младшего возраста. Исследование проводилось в течение 4 лет в детском саду. В состав каждой из пяти обследуемых групп детского сада вошли 12 детей 3-летнего возраста. До начала занятий у детей отмечались признаки задержки физического развития и плохое внимание. Под влиянием занятий по программе ТОМАТИС дети стали более осведомлёнными, уверенными в себе, внимательными и сосредоточенными на занятиях, лучше слушали педагогов и выполняли задания, стали слушать музыку, легче танцевать, следовать ритму, вовлекаться в групповые занятия.

 

Исследование учеников школы Сильвия Лозано (Богота, Колумбия, 2006 г.)

Результаты наблюдения за детьми 5-6-летнего воздуха продемонстрировали, что занятия по методу ТОМАТИС позволили улучшить коммуникативные, языковые, когнитивные навыки и эмоциональную  сферу.

78 детей прошли тестирование до начала занятий и по их окончании. Испытуемые были разделены на 3 группы, в каждую из которых входило 26 детей. Программа включала 3 20-часовых цикла прослушиваний с паузами.

Участники I Группы занимались по методу ТОМАТИС. Участникам II Группы проводилась музыкальная стимуляция без ТОМАТИС-эффекта (без «Электронного Уха»). III Группа была контрольной.

Дети всех трёх групп также занимались соответствующим их возрасту ручным творчеством. I и II Группы обучались вместе в одной классной комнате, а III Группа – в библиотеке. У детей, входящих в I Группу, отмечалось значительное улучшение слухового восприятия и внимания. В этой группе также улучшились коммуникативные, языковые и когнитивные показатели. Наблюдалось улучшение социальной адаптации, взаимодействия в коллективе, словарного запаса, письма. У участников II Группы улучшились только произношение и социальная адаптация в школе. В III Группе наблюдалось улучшение понимания (однако стоит отметить, что в состав этой группы входило больше девочек, а родители детей отличались более высоким образовательным уровнем).

 

 

Информация получена из официального источника:

http://www.tomatiscolombia.com/ftp/newsletter_colombian_research_2006[1].pdf.

 

Наблюдение за беременными женщинами

Доктор Пене и мадам Тжордман наблюдали за пациентками госпиталя Фош де Сен.

Группа из 245 женщин занималась по традиционной программе подготовки к родам. 683 женщины второй группы проходили материнскую программу, включающую упражнения на релаксацию, дыхание и родильный бассейн. Остальные 223 женщины дополнительно занимались по одной из двух программ метода ТОМАТИС. В ходе наблюдений были замечено, что в группе женщин, занимающихся по программе ТОМАТИС:

  • Уменьшилось рабочее время на занятиях
  • Отмечалось улучшение динамики развития плода
  • Дети рождались с более высоким гестационным весом
  • У детей был более высокий бал по шкале Апгар
  • Уменьшилось количество инструментальных вмешательств.